С 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — Кодекс или КАС РФ), который регулирует порядок административного производства при расследовании и разрешении административных дел, за исключением отдельных положений. Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции.
Административное судопроизводство по делам о защите нарушенных или неисполненных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; административное судопроизводство по делам о нормативных правовых актах, решениях и оспаривании актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий и некоммерческих органов. Лица, наделенные отдельными государственными или общественными полномочиями, рассматривают в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела о возмещении вреда, причиненного нарушением права на доступ к правосудию, в разумный срок по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Кодекс также регулирует дела о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общественных объединений, религиозных организаций и некоммерческих организаций, о прекращении деятельности средств массовой информации, об иностранцах, подлежащих депортации или реадмиссии в специальные учреждения, а также дела о помещении в центры принудительной концентрации. Прием в психиатрические и туберкулезные больницы.
Кодекс вводит понятие административных дел и административных исков и определяет статус лиц, участвующих в деле: стороны (административные истцы и административные ответчики), заинтересованные лица, прокуроры, учреждения, организации и другие заинтересованные лица, обращающиеся в суд за защитой.
Заинтересованные лица пользуются процессуальными правами не только во время рассмотрения административного дела, но и во время подготовки судебного разбирательства и несут обязанности, предусмотренные статьей 45 Закона. В то же время в данной статье перечислены права, общие для всех участников административного производства, но большинство участников имеют некоторые дополнительные права.
Таким образом, в дополнение к полномочиям, перечисленным в разрешениях, стороны также получают право.
— самостоятельно вести административное дело либо поручить ведение административного дела одному или нескольким соответчикам (ч. 3 ст. 41 КАС РФ); и
— признать обстоятельства, на которых противная сторона основывает свои требования или возражения, и освободить другую сторону от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов (ч. 1 ст. 65 КАС РФ); и
— прекратить производство по делу по компромиссному соглашению сторон (ст. 46 КАС РФ) и т.д.
Все заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов, которые нарушены или подлежат защите. В том числе, если, по его мнению, возникли препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов. Он также имеет право обратиться в суд, если, по его мнению, возникли препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или если на него была незаконно возложена какая-либо обязанность. Он также предусматривает право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту общественных интересов.
При этом предусматривается, что все лица, участвующие в судебном разбирательстве, должны доказать указанные обстоятельства. При этом указанные организации и лица должны доказать законность оспариваемых правовых актов, решений и действий (бездействия) органов власти и служащих.
Согласно КАС РФ, суды будут рассматривать административные дела по административным искам административных истцов к административным ответчикам. Однако это не меняет характера Процессуальный статус этих участников процесса практически идентичен статусу сторон в гражданском процессе.
Административный истец — это лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав, свобод или законных интересов либо в интересах которого подано заявление прокурором, организацией, осуществляющей публичные полномочия, работником или гражданином. или работник, обратившийся в суд с жалобой на исполнение прокурором, организацией, осуществляющей публичные полномочия, или работником возложенной на него административной или иной служебной функции.
Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, бессмертные, российские, иностранные, международные организации, общественные и религиозные организации, неинкорпорированные общественные и религиозные организации. В случаях, предусмотренных Кодексом, административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, независимые государства либо иные органы и организации, на которые возложены другие публичные полномочия.
Административный ответчик — лицо, в отношении которого рассматривается спор, вытекающий из административных или иных публичных отношений, или которое обратилось в Апелляционный суд, осуществляющий проверку или иную публичную обязанность.
Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, осуществляющие самостоятельное государственное или иное публичное управление, служащие, государственные и муниципальные служащие. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения, а также организации, не обладающие государственными или иными официальными полномочиями в сфере спорных правоотношений.
АК предусматривает две формы одновременного привлечения к участию в административных делах нескольких административных помощников и (или) административных ответчиков. Это либо процессуальное соучастие, либо обращение в суд с коллективным административным иском. В качестве оснований для осуществления таких действий КАС РФ признает следующие условия.
1) разнородность группы лиц или неопределенность количества ее членов. Это затрудняет разрешение требований потенциальных членов группы индивидуально и в порядке совместного административного воспитания (сговора) в соответствии со ст. 41 настоящего Кодекса.
(2) однородность предмета спора и причины, по которым каждый член группы предъявляет свои требования,
3) наличие солидарных административных ответчиков (административных собственников); и
4) использование методов, с помощью которых все члены одной группы защищают свои права на одну и ту же группу.
Такой иск будет считаться поданным, если к нему присоединились не менее 20 человек, либо подписав административный иск, либо подав отдельное заявление о присоединении. Однако если в суд обратится другое лицо с аналогичным иском, суд должен предложить ему присоединиться к поданному групповому иску. Если истец откажется, суд приостановит производство по заявлению до вынесения решения по групповому иску.
Аналогичным образом, если в результате участия соистца будет установлено, что имеются обстоятельства, оправдывающие предъявление коллективного иска, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, может вынести определение о рассмотрении иска в качестве коллективного с учетом мнения сторон. В этом случае разбирательство по иску должно быть начато с самого начала.