Полноправными участниками процесса являются не только поставщики и заказчики, но и сотрудники единой информационной системы. Однако в этом пункте 44-ФЗ есть исключение. Не все виды открытых контрактов предусматривают использование электронных площадок.
Чтобы ознакомиться с концепцией открытых контрактов, изучить этапы и классифицировать конкретные примеры, мы рекомендуем вам перейти по ссылке и прочитать нашу первую статью в блоге на эту тему. Здесь же вы узнаете о различных видах конкуренции, их принципах и профессии менеджера по государственным закупкам.
Принципы госзакупок
Приведем некоторые принципы системы в соответствии с законом № 44-ФЗ.
Кроме того, за соблюдение принципов госзакупок несут ответственность все участники процесса по результатам.
Виды госзакупок. Неконкурентные госзакупки
Согласно закону № 44-ФЗ, существует два вида: конкурентные и неконкурентные.
Государственный контракт без проведения торгов — это поставка товаров или услуг одним поставщиком без проведения торгов. На первый взгляд может показаться, что такая система противоречит принципам государственных закупок, однако в некоторых случаях такой вид конкуренции необходим. Закон 93 № 44-ФЗ подробно описывает неконкурентные публичные договоры. Это может быть необходимо в некоторых случаях
например, в случае эпидемий или стихийных бедствий, также допускается законом. Однако заказчик должен доказать, что именно возникновение таких обстоятельств обусловило необходимость поставки ресурса одним поставщиком.
Способы проведения конкурентных госзакупок
Конкурентные государственные закупки предполагают, что в конкурсе участвует несколько претендентов, а заказчик самостоятельно выбирает наиболее выгодного подрядчика с точки зрения престижа и других условий. Критерии, по которым выбирается победитель, определяются заказчиком в контрактной документации. Конкурсные поставки могут быть открытыми — к ним может присоединиться любой желающий, и закрытыми — в них участвуют только конкуренты, приглашенные заказчиком.
Существует несколько способов реализации конкурентных открытых контрактов. Например, они могут быть реализованы в виде электронного аукциона. При этом способе участники подают предложения без указания цены, заказчик объявляет начальную цену и организует аукцион — повышая или понижая ее. Есть два случая, когда Комиссии необходимо провести электронный аукцион в форме электронного аукциона — когда цена сделки является единственным критерием для выбора победителя и когда заказчик планирует приобрести товары или заказать услуги из утвержденного специального перечня Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 года № 471-р. электронные аукционы могут быть открытыми или закрытыми.
Если конкурс проведен, но заказчика не устраивает ни один из возможных вариантов, проводится специальная процедура — повторный конкурс. В этом случае участник подает повторный конкурс по улучшенной цене.
Открытые контракты также могут проводиться путем открытых или закрытых конкурсов, в том числе двухэтапных. При сложных, высокотехнологичных поставках товаров и услуг поставщик, как правило, не выполняет свои обязательства. Чтобы обойти его, участник торгов должен соответствовать определенным критериям.
Менеджер по госзакупкам – кто он и что делает
Такого специалиста также называют тендерным менеджером. Проще говоря, этот партнер должен помочь компании, на которую он работает, выиграть конкурс.
Поскольку от участия в конкурсе во многом зависит рост и прибыль организации, работодатель предъявляет к сотруднику серьезные требования, такие как юридическое образование, опыт работы, стрессоустойчивость и умение работать с большими объемами информации.
Как правило, путь сотрудника начинается со стажировки. Молодые специалисты входят в бизнес в качестве стажеров в тендерном секторе, где постигают азы профессии. К сожалению, в государственных вузах мало программ по подготовке таких специалистов, поэтому им приходится в значительной степени заниматься этим самостоятельно. Обычно конкуренты специализируются на высшем юридическом или финансовом образовании. Преимуществом для начинающих сотрудников является специализация «Государственное и местное управление». Программы обучения включают информацию о государственных закупках.
Однако вы можете получить знания для работы менеджером по государственным закупкам, пройдя нашу онлайн-программу профессиональной переподготовки. Наши дистанционные программы обучения предназначены для профессиональных экспертов и тех, кто только начинает работать в профессии. Они подходят для индивидуальных предпринимателей, студентов юридических и экономических вузов, а также полезны для директоров компаний, занимающихся государственными заказами. Проходить обучение в НИПЦЭФ легко, удобно и очень интересно.
Кстати, опытные специалисты по бережному отношению могут работать не только в определенной организации, но и как внештатные специалисты или индивидуальные предприниматели. В зависимости от характера работы возможны удаленные или смешанные формы. Спрос на эту профессию в настоящее время высок, но как работники докажут свою состоятельность в этой области, зависит только от них самих.
Контрактная система
Контрактная система позволяет государственным и муниципальным организациям привлекать к сотрудничеству коммерческие компании. Каковы особенности контрактной системы в рамках открытых контрактов?
Контрактная система в сфере закупок – это способ взаимодействия частных и государственных организаций
Государственным или муниципальным организациям может понадобиться заключить договор с коммерческими организациями. Например, чтобы заказать товар, выполнить задание или получить услуги. Это происходит в соответствии с контрактной системой. Поставка осуществляется в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ от 05. 04. 2013 о контрактной системе. Необходимо соблюдать законодательные нормы. В противном случае фонду и его ответственным лицам грозят штрафы (ст. 7. 29-7. 32 КоАП РФ). Контрактная система — это механизм, введенный для разных целей.
Какие основные требования контрактная система предъявляет к заказчикам
Контрактная система в сфере закупок состоит из двух частей: заказчиков и поставщиков. Поставщики — это организации, которые участвуют в конкурентной борьбе. К заказчикам относятся следующие организации.
В рамках системы государственных закупок заказчики обязаны размещать в единой информационной системе
Вся эта информация доступна поставщикам, которые решают, участвовать ли им в тендере. Кроме того, эта информация проверяется контролирующими органами. С 1 января 2018 года поставщики имеют право подавать конкурсные заявки в соответствии с пунктом 2 раздела 2 постановления РФ № 36 от 23 января 2015 года.
Согласно Федеральному закону о контрактной системе, заказчик должен разработать и обосновать рынок
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является повышение эффективности использования бюджетных средств. В связи с этим заказчики обязаны разработать, стандартизировать и обосновать свои рынки до начала исполнения контракта. В частности, составляется план-график поставок. Оба документа публикуются в единой информационной системе, и информация доступна участникам поставок. Требования о необъективности расходов содержатся в статье 19 Федерального закона о контрактной системе.
В обосновании комиссии заказчик указывает, что именно требуется и для каких целей. Он также определяет выбор участниками способа поставки и дополнительные требования. Помимо обоснования самой комиссии, заказчик должен объяснить первоначальную цену контракта. Цена указывается в плане-графике. Согласно традиционной системе госзакупок, эта цена является максимальной. Заказчик определяет ее в соответствии с требованиями статьи 22 Закона.
В рамках контрактной системы существуют различные способы заключения контрактов
В зависимости от особенностей комиссии заказчик вправе выбрать один из них. Выбор метода должен быть обоснован.
К внедрению системы государственных закупок должны привлекаться специальные подразделения
Заказчик обязан как при заключении открытых контрактов, так и в системе государственных закупок привлекать специалистов для решения этих вопросов. Если совокупная годовая рыночная стоимость превышает 100 млн рублей, необходимо организовать заключение контракта. Если стоимость расходных материалов невелика, достаточно назначить контрактного управляющего (статья 38 Федерального закона «О контрактной системе»). Службы или специалисты организуют и ведут весь процесс заключения контракта, начиная с размещения данных в единой информационной системе и заканчивая участием в судебных разбирательствах. Эти специалисты должны пройти обучение в данной области (часть 6 статьи 38). Тендеры рассматриваются, а победитель выбирается специальной комиссией по закупкам.
Система государственных закупок не допускает изменения стоимости контрактов после их заключения.
Контрактная система — это набор правил для договорной работы между государственными службами и коммерческими организациями. Одним из таких правил является запрет на изменение определенных цен и условий контракта. После подписания контракта стороны не имеют права уменьшать или увеличивать стоимость сделки. Условия могут быть изменены только в исключительных случаях (статья 95 Федерального закона о контрактной системе). В этом случае изменения оформляются дополнительным соглашением. Заказчик обязан разместить текст документа в единой информационной системе. В противном случае контракт признается несостоявшимся (письмо Минэкономразвития от 22 июля 2016 года № ог-д28-9402).
Федеральный закон о контрактной системе предусматривает особые меры безопасности
Традиционная система предусматривает особые меры обеспечения исполнения обязательств В случае проведения конкурса или аукциона участники комиссии должны предоставить обеспечение заявки на этапе подачи заявок. В случае электронного аукциона они могут либо перечислить деньги заказчику, либо предоставить банковскую гарантию (§§ 44, 83). Размер гарантии определяется заказчиком. Кроме того, победитель представляет гарантию исполнения контракта (ст. 96). Закон также предусматривает антидемпинговые правила в случаях, когда первоначальная цена была снижена очень сильно (ст. 37).