Татьяна Богданова, «АиФ»: Дмитрий Николаевич, что удалось и что еще не удалось сделать за первые 100 дней реформы?
Дмитрий Кобылкин: Пока рано подводить итоги. Для реформ, которые могут повлиять на образ жизни всех жителей страны, 100 дней — это не срок. Изменения коснулись всех семей. Если у городских жителей это отразилось в строке платежей, новых площадях, контейнерах, где-то в другом сборе, то сельские жители стали новаторами.
Реформа началась с 1 января 2019 года. При этом хочу напомнить, что она дважды откладывалась. Однако экологическая ситуация в стране давно требовала системных мер в этой области. В своем выступлении в Бундестаге президент вновь указал на необходимость в ближайшие годы восстановить все проблемные полигоны, навести порядок и убрать «темные» структуры в сфере переработки и утилизации отходов.
Вдумайтесь: в России накапливается 40 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Ежегодно жители производят 70 000 миллионов тонн новых отходов, которые просто выбрасываются на полигоны. Из-за отсутствия переработки площадь этих полигонов ежегодно увеличивается на 500 000 гектаров. Этому необходимо положить конец. Улучшение качества жизни — одна из ключевых целей реформы и Национального экологического плана. Разумеется, признается, что переход не должен сильно ударить по карману. Эта цель также была поставлена главой государства.
— Сколько регионов уже перешли на новую систему?
— С 1 января 75 регионов частично или полностью перешли на новые коммунальные услуги. Остальные завершат этот проект до конца года. В настоящее время новая система находится в стадии доработки. Главная задача — создать единую систему измерения твердых коммунальных отходов и оптимизировать счета жителей.
За последние 100 дней мы видим, что многие регионы тщательно и взвешенно подошли к формированию спецификации счетов, введя льготы для некоторых потребителей. Есть примеры освобождения от оплаты пожилых людей, как, например, в Московской области. Есть скидки для многодетных семей, например, в Калининградской области. Мы в министерстве поддерживаем такую позицию региональных властей.
Насколько они сокращаются?
— В последнее время появились сообщения о том, что 62 региона, возможно, снизили плату. Это правда?
— Предполагается, что дифференциация правил накопления твердых отходов для сельских и городских жителей позволит избежать преувеличения. Другой вариант — переход на оплату ТБО по фактическим объемам накопления.
На снижение тарифов направлены и последние решения правительства, такие как освобождение от НДС и налога на прибыль лего-операторов и замораживание ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду (на уровне 95 рублей за тонну). В результате округ рассчитывает снизить плату за вывоз мусора для населения до 30 %.
Дополнительной мерой поддержки является разработанный Министерством природных ресурсов и экологии РФ процесс использования полигонов ТБО до 2023 года (на период строительства новых полигонов). В будущем мы ожидаем, что экономически обоснованный переход к раздельному сбору отходов станет еще одной причиной для снижения тарифов для граждан.
— В течение нескольких лет ЕС полностью откажется от одноразовой пластиковой посуды и сведет к минимуму использование пластиковых пакетов. А что будет с нами?
— Мы постепенно отказываемся от пластика. Некоторые крупные торговые сети уже перестали предлагать обычные пакеты.
Вообще, в нашей стране сложилась хорошая традиция переработки тары. Давайте вспомним времена, когда наши родители сдавали макулатуру и стеклянные бутылки. Это был стандарт. Если в европейских странах к этому привыкли, то в России есть возможность просто повторить эти процессы. Конечно, важно учитывать экономическую эффективность. Однако это не исключает того, что наша страна может показать результаты лучше, чем стандарты ЕС, если окажется, что такая система улучшает качество жизни.
— Заполнение контейнера собранными пластиковыми бутылками приносит прибыль всего в 200 рублей, в то время как компании тратят больше денег на топливо, чтобы доставить бутылки. Какие преимущества дает их переработка?
-Предприятия могут получить дополнительную прибыль, собирая больше пластиковых бутылок. В долгосрочной перспективе реформа неизбежно приведет к изменению менталитета. Сортировка и сбор отходов станут частью нашей бытовой экологии. Международные примеры показывают, что экономическая эффективность переработки бытовых отходов может возрасти с 5-7 % до 35 %.
Развиваются комплексные системы переработки твердых отходов, в том числе создание условий для их вторичного использования и утилизации. К 2022 году планируется ввести в промышленную эксплуатацию мощности по переработке твердых бытовых отходов в объеме 2,1,7 млн тонн, а к 2025 году — 3,7,1 млн тонн. Это позволит перерабатывать 60 % отходов.
Какова цель изменений?
— В России недавно начала работу экологическая организация. Чем он будет заниматься?
— Российский экологический оператор (РЭО), публично-правовая компания, системно и комплексно занимается развитием новых отраслей, в том числе разработкой бизнес-моделей и привлечением инвестиций в масштабные проекты. По сути, РЭО становится помощником федерального правительства в работе региональных органов власти и координирует их работу, включая юридическую и профессиональную экспертизу.
В рамках соглашений с международными организациями в области ТКО и промышленных отходов она будет работать над внедрением лучших технических практик. Эти инициативы с крупными компаниями уже начались, и мы надеемся наладить полномасштабное сотрудничество в будущем.
К концу года будет составлена карта обращения с электронными отходами в масштабах всей страны. Анализ системы землепользования уже начался. В этом году будет определено 100 объектов инспекции, и начнется строительство как минимум первых 20 объектов. Они будут выбраны в июне из предложений, поступивших от районов. Реализацию планируется осуществить за счет бюджетных средств и привлечения частных инвестиций.
Кроме того, главы правительств поручили РЭО задействовать электронную систему фиксации проблем, чтобы незамедлительно отвечать на вопросы, возникающие у населения в ходе реформы.
— Читатели «АиФ» разочарованы ситуацией с изменением платы за вывоз мусора, но ходят на старую свалку. Или в сельской местности конец уже виден, но контейнеры не поставлены. Что делать людям в такой ситуации?
— Бывают сбои. Это нужно признать. Но они не должны затягиваться. У местных властей есть все механизмы, чтобы регулировать и предотвращать такие ситуации. Во всех районах есть телефонные линии, открытые специально для прямого реагирования на сигналы жителей. Они должны позвонить и сообщить о проблеме.
-К чему в итоге приведут реформы?
— На протяжении многих лет система вывоза и переработки отходов оставалась очень непрозрачной и криминализированной. Чтобы не платить за вывоз мусора, отходы сбрасывали в леса и овраги. Это привело к появлению огромного количества нелегальных свалок. Государство намерено решить эти проблемы раз и навсегда.
Общая цель реформы — создать цивилизованную и эффективную систему обращения с твердыми бытовыми отходами, которая принесет очевидные результаты с точки зрения экологии, экономики и качества жизни людей.
Новая система обеспечит полный цикл обращения с отходами — от источника до пунктов обработки, сбора и утилизации. Каждый пакет с отходами проходит через сортировочный узел или разделяется на этапе сбора. Полезные части перерабатываются, а остальная часть уплотняется и отправляется на утвержденную свалку.
Также необходимо создать новую культуру в обществе. Однако сами люди уже давно готовятся к переменам и теперь во многом полагаются на государственные и местные власти.