Порядок организации воинского учета определяется постановлением Правительства РФ. От 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение) и «Методические рекомендации по осуществлению воинского учета в организации» утверждены Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11 июля 2017 г. (далее — Рекомендации). Эти документы определяют порядок ведения воинского учета в организации, обязанности сотрудников, ведущих учет, а также требования к хранению документов.
На кого следует обратить внимание?
Когда необходимо явиться в военный комиссариат.
Если гражданин находится в возрасте от 18 до 27 лет, необходимо сообщить военному комиссару о призыве граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Если у принимаемого на работу лица нет документа воинского учета, необходимо сообщить в военкомат о приеме на работу гражданина, не имеющего документа воинского учета.
Военно-учетный центр должен быть оповещен в течение двух недель.
Ежегодно, до 1 ноября, организация должна представлять в органы воинского учета список граждан мужского пола, подлежащих первой постановке на воинский учет в следующем году.
Военкоматы: функции и процедуры, выполняемые в них
Дата выпуска 26 сентября 2025 г.
Воинский учет в организации должен вестись ответственным лицом, уполномоченным руководителем организации. Чтобы назначить ответственного за ведение воинского учета и организовать его работу, необходимо выполнить следующие действия
Определить количество лиц, ответственных за ведение воинского учета
Численность работников организации, на которую возложена обязанность по ведению воинского учета, напрямую зависит от численности работников организации, подлежащих воинскому учету. Работники могут вести воинский учет на полную ставку или по совместительству.
П. Пункт 18 статьи 12 Положения и Методических рекомендаций устанавливает следующие критерии численности работников, на которых возложена обязанность по ведению воинского учета
Численность работников, состоящих на воинском учете в организации, определяется работодателем на следующий год исходя из численности работников, состоящих на воинском учете на 31 декабря предыдущего года (ст. 13 Положения и ст. 19 Методических рекомендаций) ).
Упорядочивание рабочих отношений с лицом, ответственным за воинский учет
Если для ведения воинского учета в организации принимается новый сотрудник (например, специалист по воинскому учету), то соответствующие обязанности должны быть прописаны в трудовом договоре при его заключении (пункт 3 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ). Обязанности таких работников могут быть указаны в должностной инструкции.
Подробнее о порядке составления и заключения трудового договора читайте в статье «Трудовые договоры».
Если обязанность по ведению воинского учета в вашей организации уже возложена на наемного сотрудника, вам необходимо внести соответствующие изменения в его трудовой договор. Для этого необходимо заключить с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, содержащее новые обязанности (ст. 72 ТК РФ). Подробнее о том, как внести изменения, читайте в статье «Как внести изменения в трудовой договор».
Также может потребоваться перевести сотрудников на другую должность или переместить их в другое место, поручить или возложить дополнительные задачи, связанные с разделением труда. Это зависит от объема работы и способа ее выполнения.
Издать приказ об организации воинского учета
Приказ об организации воинского учета определяет, кто отвечает за соблюдение воинского учета в учреждении. Перечень приказов приведен в Приложении № 4 к Руководству. Он издается при создании организации, а затем ежегодно перед началом календарного года (пункты 22 и 39 Методических рекомендаций).
Прежде чем издать приказ, его необходимо разработать и согласовать с отделом комплектования. Приказы утверждаются руководителем организации только после получения разрешения. Рекомендуется, чтобы организация, проводящая набор, проинформировала вас о том, как будет проходить процесс утверждения. Как правило, план приказа должен быть лично представлен в военкомат для утверждения (пункт 22 методических рекомендаций).
Организация работы сотрудников, участвующих в осуществлении воинского учета
Если за воинский учет в организации отвечают два (или более) сотрудника, они объединяются в специальное подразделение организации — отдел воинского учета (ОВУ) (п. 2 ст. 13 Положения). Организация может издать приказ о создании такого подразделения.
В организации должен быть разрешен отдельный зал для лиц, ответственных за ведение воинского учета. Для этого необходимо установить железный шкаф (сейф) для хранения документов воинского учета (п. 21 Методических рекомендаций).
Передача обязанностей при наличии ответственного за воинский учет
Если работник, ответственный за воинский учет, временно отсутствует, руководитель организации назначает вместо него другого работника (заместителя). Фамилия, имя и отчество этого заместителя также должны быть определены для организации воинского учета. В период замещения отсутствующего должностного лица лицо, его замещающее, принимает все документы, необходимые для осуществления воинского учета на базе организации (Методика 5, п. 2 Методических рекомендаций, п. 22). Типовая форма такого акта не утверждена нормативными документами и поэтому должна быть разработана самостоятельно.
Граждане, подлежащие воинскому учету.
Применять директивы по соблюдению воинского учета
Все задачи, связанные с воинским учетом в операциях, делятся на два этапа.
Обработка данных о новых сотрудниках включает в себя следующие виды деятельности.
Документ воинского учета содержит следующую информацию
План работы по обучению сотрудников бюро по подбору и расстановке кадров
План утверждается руководителем учреждения. Он составляется в соответствии с Приложением №. 17 «Рекомендаций» или по образцу, который он подготовил самостоятельно. В этой инструкции указывается точное расписание мероприятий, а также описываются обязанности сотрудников, ведущих делопроизводство. Она предусматривает выполнение следующих задач.
Еще одним обязательным документом является календарь проверок, образец которого приведен в Приложении № 1 к рекомендациям. 1 рекомендаций.
Кроме того, отдельные дела ведутся для входящих и исходящих документов, таких как заявления, выписки, справки и переписка с местными военными комиссарами. Корреспонденция должна храниться в двух экземплярах, один из которых отправляется адресату, а второй архивируется в специально отведенном для этого деле.
Срок хранения корреспонденции с военкоматами составляет три года.
Проверка документов воинского учета и воинского звания
Плановые и периодические проверки организации воинского учета и ведения архивов проводятся военкоматами совместно с другими компетентными должностными лицами (административными работниками, местными органами власти).
Проверки касаются заполнения патронов Т-2, наличия соответствующих календарей проверок, официальных приказов по воинскому учету и других документов.
Для получения удовлетворительной оценки необходимо, чтобы были выполнены все требования законодательства и проведено не менее 70 % запланированных ежегодных плановых мероприятий.
Также оценивается целостность предоставленной информации. Если нарушений и отклонений не обнаружено, выставляется оценка «отлично».
Результаты проверки заносятся в соответствующий календарь, о чем информируется работодатель.
Обязанности сотрудников.
Организация воинского учета на предприятии является прямой обязанностью работодателя. В соответствии с пошаговой инструкцией и нормативными правовыми актами он обязан организовать комплектование штата военкомата, обеспечить документальное оформление документов воинского учета при приеме и увольнении работников по призыву, содействовать проведению проверок военно-представительным комитетом.
При этом пункт 54 Положения устанавливает порядок ответственности граждан и должностных лиц, виновных в неисполнении обязанностей по воинскому учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 21.1, 21.3 и 21.4 КоАП РФ за несвоевременное представление документов воинского учета в орган, осуществляющий соответствующий учет, на должностное лицо или иного работника организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 1000 рублей. Штраф составляет от 300 до 1000 рублей.
Внимание! Если общественность не оповещена о вызовах в вышеуказанные органы или сотрудники организации не явились своевременно, то они несут ответственность по статье 21.2 Закона об административных правонарушениях. Штраф в размере от 500 до 1000 рублей.
Соответствующие административные санкции в виде штрафов предусмотрены и в случае умышленной порчи или уничтожения бухгалтерских документов.
В зависимости от размера организации проверки проводятся с различной периодичностью, установленной соответствующими нормативными актами. В частности, компании с численностью сотрудников более 500 человек подлежат ежегодным проверкам.
См. также.
Зарегистрируйтесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получить подарок по почте!
Вы можете выбрать только те темы, которые вас интересуют.