Юридическая консультация в Беларуси

Известный драматург и руководитель белорусского военного театра Алексей Дударев относится к числу тех, кого он называет «живыми классиками». Его театральные постановки по мотивам «Вечера», «Рядового солдата» и «Черной панны из Несвижи» не сходят с отечественной и зарубежной театральной сцены. Фильм «Белые росы», снятый по сценарию, притягивает зрителей к экрану. Свои взгляды на современный театр, культуру и жизнь Алексей Дударев высказал в недавней беседе, состоявшейся по случаю успешного фестиваля Белорусского военного театра в российском городе Саранске.

— Все предыдущие фестивали, на которых побеждали ваши работы, Алексей Онуфривич, были на слуху у публики. Однако фестиваль «Братья» в Саранске практически нигде не упоминается. Расскажите о нем и об участии в нем вашего театра.

— Это российский фестиваль за пределами России. Но мы поехали туда не как русский театр, а как соотечественники по творчеству в плане искусства. Мы считаем, что все люди, которые занимаются театром, — наши соотечественники. Не отождествлять себя с их творчеством просто невозможно. Мы закрыли фестиваль спектаклем по пьесе «Не покидай меня». Я признаю, что в публике произошел эмоциональный взрыв, ведь тема войны затронула очень многих людей. После спектакля нас засыпали цветами и аплодисментами, но не разрешали покидать сцену в течение 15 минут. Мне вручили звание лауреата молдавской премии, а нашей команде — дипломы. Стоит отметить, что Белорусский армейский драматический театр еще совсем молод, в июне он закроется на три года, но уже успел заявить о себе.

— Кстати, возрастное. Каких актеров вы любите в своем театре: взрослых и опытных или молодых?

— Есть и те, и другие. Но я предпочитаю молодежь. Однажды я увидел молодого актера, который играл мою «ночь». Сначала я смеялся про себя. Но они так хорошо играли, что через три минуты я забыл, какие они большие. Я увидел их судьбу, их характер. Они были без грима. Только их движения были более медленными. Поэтому мы приглашаем в основном выпускников и аспирантов Государственной академии искусств Беларуси.

— Многие творческие молодые люди также имеют большие амбиции. В результате между режиссерами и актерами часто возникают конфликты. Что бы вы сказали о вашем театре в этом смысле?

— Люди, работающие в драматическом театре Белорусской армии, чувствуют себя счастливыми. Мы честно и откровенно разговариваем с молодыми людьми — и они идут на контакт. Многие дети говорят, что хотели бы выступать в этом театре.

— Я знаю, что ваш театр — единственный в стране, который не находится под «охраной» Министерства культуры.

— Да, это так. Белорусский армейский драматический театр принадлежит Министерству обороны. Он был создан как театр для армии и сухопутных войск. Но это не значит, что мы поднимаем только военные темы. Есть классические и современные постановки. Например, «Рим и Джульетта». Сейчас мы работаем над ИЛФ и комедией Петрова «Золотая говядина».

— Кроме фестиваля в Саранске, где вы еще блистаете?

— Московский фестиваль. На одном из них я сыграл и одну из главных ролей в спектакле ‘Вспомни Ариозу’. Евгений Никитин получил награду, а проект — Гран-при за лучшую постановку.

— Ваше имя вызывает черную панну армии», „Вечер“, „Принц Принц“, „Несвиж“. По совпадению, произведение, основанное на последнем, привлекательно тем, что уже несколько лет заполнены залы. Как бы вы описали такую удачную «пожизненность»?

— Черная Панна Несвиж» — прекрасное произведение о любви. Оно очень эмоционально. И самое главное — это история. Чувствуется желание людей узнать о своем прошлом, узнать о людях, которые жили в прошлом, узнать о людях, которые жили в прошлом. А любовь Сигизмин Август и Барбары Радзивилл прекрасна и трагична. Неслучайно их называют Римом и Джульеттой белорусского средневековья.

Советуем прочитать:  Где находится дата регистрации закона на свидетельствах о расторжении брака

— В отличие от «военного», произведение «Черная Панена из Несвижа» относится к гораздо более давнему периоду. Столкнулись ли вы с какими-то трудностями при его написании?

— Смысл в том, что в самых близких историях больше препятствий, чем в более далеких. Потому что слава Богу и спасибо живому солдату первой линии. Ничто не должно быть нарушено, даже художественные принципы. Для тех, кто воспринимает это нарушение, оно оскорбительно и болезненно. Для автора же, когда он запечатлевает нечто с благородной целью, как ни парадоксально, чем историчнее и неправдивее, тем правдивее. И если он пойдет на то, что есть, то потенциально может сделать документальный фильм. Что касается «военных» произведений, то я не участвовал в войне — я создавал их, опираясь на своего отца, солдат первой линии, соседей, переживших войну, и лучшие истории, которые появлялись в нашей литературе. К таким же «солдатам» относятся Биков, Адамович, Астифьев, Борис Васильев. Не то чтобы я их дочитал или написал заново, просто эмоционально их заметил.

— Так имеют ли эмоциональную привлекательность «Черный Ольшанский замок» Короткевича и «Черный Несвиж» Дударева?

— Конечно. Ведь и Короткевич жил в то время — это его собственная история, его собственный миф. Но он основан на конкретном событии. Есть то-то, то-то и то-то, продолжает сам автор. Например, вскоре после выхода книги «Черная панена Несвижа» одна из газет написала, что Алексей Дундарев оправдал Борну Сфорца. Однако в моей работе она была отравлена нелепым смехом из-за ложной новости.

— Ваш «вечер» — это социальная работа, посвященная проблемам «осиротевшей» деревни и пожилых людей. Как писателя и драматурга, интересуют ли вас сейчас подобные проблемы? И собираетесь ли вы написать что-то подобное в ближайшем будущем?

— Для меня не так важно, кто мой герой — старый или молодой. Меня всегда интересовал человек, его душа, его место в этом сложном мире, его отношения со Вселенной и его вера. Поэтому, когда я написал «Вечер» в 1982 году, это был своего рода реквием по моим родителям. И в тот момент проект действительно был признан перспективным деревенским проектом. Сегодня он звучит еще более актуально, чем в начале 1980-х. Тогда пожилые люди ждали: кто-то придет в эту деревню, обязательно придет. Со времен Чернобыля многое изменилось. В «Вечере» мы хотели показать образ жизни. Для каждого из нас он свой, но и для всех нас он непростой. Вообще, я не люблю говорить о своих планах на будущее. Нужно просто жить и работать. Все, что должно быть написано, написано, а что не работает, то не работает.

Советуем прочитать:  Кража денег на 1500 рублей - статьи, что за это бывает

— А как читатель, любите ли вы прежде всего литературу и культуру?

— Проект с живым лицом и искренним уважением к этому человеку, желанием сделать его не жалким и уродливым, а подающим надежды. И верить в него, как он сам. Верить, что мы станем лучше и дойдем до света.

Павел Господынич, 20 апреля 2007 г.

Биография Алексея Дударева: Правду про войну для будущих произведений драматургу рассказывал отец-фронтовик

Алексей Дударев скончался на 73-м году жизни. Фото: личный архив.

Алексей Дударев родом из деревни Клены Дубровенского района Витебской области. Он учился в нефтяной школе при Новополоцком нефтяном техникуме и некоторое время работал на заводе.

Однако желание творить оказалось сильнее. В 1972 году он поступил на театральное отделение Белорусского театрально-художественного института и окончил его в 1976 году.

Начинал как актер и помощник ведущего режиссера литературной части Белорусского демократического театра, где работал с 1978 по 1983 год. Книга в прозе начинающего автора «Святая птушка». Эта же книга с большим успехом была издана в Москве на русском языке. В 1982 году за эту работу и эту книгу Алексей Дударев был удостоен премии Белорусского Линнинского комсомола.

Дударев был выдвинут как учитель обыкновенных историй. В то же время он отражает серьезные проблемы простых людей. Критики даже сравнивали героев его произведения с персонажами из романов Василия Сакши.

Солдат на передовой задумался, как он, ребенок, может знать, что такое война. Фото: архив

В то же время большое место в творчестве драматурга занимает тема Великой Отечественной войны. Постановка «Солдата» стала большим событием в театральной жизни конца 1980-х годов. В 1984 и 1985 годах спектакль был удостоен Государственной премии СССР имени Ленинского комсомола.

С 1991 по 2002 год Алексей Дударев был редактором-верстальщиком журнала «Мустацтва». В 2001 году стал художественным руководителем Свободной сцены ТЮЗа. С 2003 по 2013 год был художественным руководителем Белорусского армейского драматического театра.

С 1992 года — президент Белорусского профсоюза театральных деятелей.

Дударев вернулся к теме Великой Отечественной войны XXI века. К 60-летию освобождения Белоруссии он написал произведение, посвященное обороне Могилева, «Помните…» написал фильм «Днепр». В 2009 году вышел фильм «Днепровский рубеж» по сценарию Алексея Дударева. Она получила приз за лучший сценарий художественного фильма в конкурсе, проводимом киностудией «Беларусьфильм».

Солдаты первого эшелона часто интересовались, что он, маленький мальчик, знал на войне. Дандарев отвечал: «Мне отец родной рассказывал». И солдат первой шеренги вскоре смягчился — он мог писать, ведь его отец воевал на войне.

Но, конечно, Алексей Дударев вдохновлялся лучшей литературой о войне — произведениями Байкова, Астафьева, Бондарева, Адамовича и Бриля.

Всего по сценариям Дударева было снято 16 фильмов, в том числе знаменитые «Белые росы» (1983) и «Брестская крепость» (2010, авторский коллектив).

Кадр из фильма.

Важную часть своей творческой жизни Алексей Дударев посвятил историческому прошлому Беларуси — «Князь Витоут» (1997), «Черная панна Несвижа» (1998), «Палачанка» (2000), «Крыж» (2000), ‘Усяслау Чарадзей’ (2001) поставлен на сцене Национального академического театра, носящего имя Янки Купалы. В 2001 году Алексей Дударев был удостоен специальной премии Президента Беларуси за свою пьесу.

Алексей Дударев.
Советуем прочитать:  Перерегистрация ребенка, проживающего в другой квартире - что нужно знать родителям

В 2002 году — за сценарий к фильму «Белый долг» и за пьесы «Порог», «Вечер», «Рядовые», «Сумерки» и «Черная панна», «Единство России и Беларуси».

Произведения Дударева переведены на русский, словацкий, туркменский, узбекский, украинский, эстонский, литовский, польский и другие языки.

Драматург был женат, у него есть сын, дочь и внуки.

Вспомним, что говорил о себе знаменитый автор «Белого колеса» и «Рядового»: «Я — мужчина своего сердца, и я — женщина своего сердца».

Лукашенко: Есть уникальная ситуация, которая может остановить конфликт в Украине

Лукашенко заявил, что это необходимо сделать до того, как Россия превратит свою экономику в военную железную дорогу (читайте далее).

Министерство труда составило график работы и отдыха в Беларуси на март 2023 года.

В Беларуси опубликована программа рабочих и выходных дней в марте (читать далее).

Изменения в Беларуси с 1 марта 2023 года: федеральные фонды социального страхования, кредиты, цены на табак, налоги и оговорки о «мертвом» каталоге (читать далее)

Что изменится в Беларуси с 1 марта 2023 года для студентов, курильщиков, бизнесменов и мертвецов (читать далее)

Белорусы будут отдыхать 8 дней в марте и 8 марта 2023 года

Стало известно, сколько дней Беларусь будет отдыхать в марте 2023 года (читать далее)

Смертельное ДТП под Смолевичами неделю спустя: что говорит Лукашенко?

Стало известно, как будет развиваться трагедия под Смолевичами для белорусских водителей 20 февраля 2023 года (читать далее)

Польша снова разрешила полностью закрыть границу с Беларусью, но ждет сигналов из Минска

Министерство внутренних дел Польши вновь заговорило о закрытии границы с Беларусью (читать далее)

Читайте также

Веб-версия (сайт) зарегистрирована Роскомнадзором, Эл №. ФС77-80505 от 15 марта 2021 года.

Главный редактор — олеся вячеславовна носова.

Главный редактор сайта — Виктор Канский.

Автор современного издания — Сунгоркин Владимир Николаевич.

Сообщения и комментарии читателей сайта публикуются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалять эти сообщения и комментарии с сайта, если они злоупотребляют свободой массовой информации или нарушают иные требования законодательства.

127015, Москва, улица Новодмитровская 2Б, этаж 8, комн. 800, телефон +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещенные на сайте www. kp. ru в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране результатов интеллектуальной деятельности, используемых другими лицами без письменного разрешения правообладателя».

Авторские права и контакты редакции: kp@kp. ru.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector